10. Триединство Бога

21/02/2016
"Идите, научите все народы, крестя их во имя
Отца и Сына и Святого Духа" (Мф. 28:19).
 

В данной формуле крещения Господь Иисус представляет единство Божества: Отец, Сын и Святой Дух. Апостол Павел в конце своего Второго послания к Коринфской  церкви также представляет Бога в трёх ипостасях:  "Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца), и общение Святого Духа со всеми вами" (2Кор. 13:13). Суть спасения, согласно данному заявлению, заключается в Божьей любви, которая проявляет себя в благодати Господа Иисуса Христа, то-есть в Его страдании и смерти ради тех, кого Он возлюбил. Общение Святого Духа передаёт процесс продолжающегося действия любви и благодати в жизни верующих людей. Ещё более убедительно Павел показывает эту личностную взаимосвязь в следующих словах: "Между тем умоляю вас, братья, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу" (Рим. 15:30).

О Боге в трёх лицах мы читаем и в других текстах Нового Завета. Апостол Иуда, увещавая своих единоверцев пишет: "А вы, возлюбленные, назидая себя на светлейшей вере вашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божьей, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни" ( Иуд. 20,21). Очевидна личностная взаимосвязь Отца, Сына и Святого Духа и для апостола Петра. "Избранным по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа:  благодать вам и мир да умножится" ( 1 Петр. 1:1,2). Реальность такова, что христианин воспринимает Бога не как единое, неделимое, а как сообщество Отца, Сына и Святого Духа.

Бог провозгласил Свою триединую сущность в момент крещения Иисуса: "И крестившись Иисус тотчас вышел из воды, -- и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с неба, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение" (Мф. 3:16,17). Ещё более ярко Божье триединство было явлено при воскресении Духом Иисуса Христа из мёртвых: "Если же Дух Того, Кто воскресил из мёртвых Иисуса, живёт в вас, то Воскресивший Христа из мёртвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас" (Рим. 8:11).

 Священное Писание говорит о Боге, Который открывает Себя человеку в истории спасения, как общность трёх Божественных Ипостасей. Отец, Сын и Святой Дух -- Члены непревзойдённого небесного сообщества, основанного на единой  Божественной сущности и единстве целей. Триединый Бог в Новом Завете представлен как живое и динамичное Сообщество любящих ипостасей, где царят взаимность и любовь.

 Мы прославляем Отца, открывающегося в Своей непостижимой тайне, как Предвечное Существо без начала и конца, мы прославляем нашего Господа Иисуса Христа, вечного Сына Небесного Отца, Который извечно пребывает в сообществе с любящим Отцом, отвечая Ему той же любовью.  Мы прославляем Святого Духа, Господа и Жизнедателя, вечно "дышащего" и наполняющего Своим живым и пламенеющим дыханием всё сущее. Господь Иисус в беседе с Никодимом говорит: "Дух дышет, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рождённым от Духа"  (Ин. 3:8). "Дух животворит" (Ин.6:63). Каждая Личность Святой Троицы существует извечно в обществе друг с  другом, каждая из Них извечно созерцает "лик" любящего существа, каждая из Них направляет Свою непреходящую любовь на Того, с Кем Она неразрывно связана  любовью. (Л.1, с.164).

Мы можем представить себе триединого, неделимого Бога, как Мудрость (Отец), Любовь (Сын), Всемогущество (Святой Дух) или Желание, Слово, Дыхание жизни. Бог Отец -- в Нём зарождается желание творения кого-либо и когда оно примет ясное очертание, Он говорит Слово. "Он сказал, -- и сделалось; Он повелел, -- и явилось (Пс. 32:9). Это Слово -- Сын Божий (см. Ин.  1:1-3,14 ), для Которого желание Отца становится и Его желанием и Он с любовью исполняет и создаёт то, что задумал  Бог. "Ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле ... , -- всё Им и для Него создано; и Он есть прежде всего и всё Им стоит"  (Кол. 1:16,17).  Бог Отец даёт жизнь всему, оживляя всё Своим дыханием -- Духом Святым. Дух Святой -- Он Жизнедатель и Сила -- всемогущество Божье. Помните: "Сделал море сушею; и расступились воды. И пошли сыны Израилевы среди моря по суше" (Исх. 14:21, 25).

Бог Нового Завета -- это целый мир любви, в лице трёх Божественных ипостасей, открытых навстречу Друг Другу и этому миру. Безграничная, непостижимая любовь Триединого Бога проявилась более всего при беспомощном распятии Божьего Сына, как ответ на выбор человека. Слава Божья заключается не в самолюбовании, а в самоотдаче. Бог прославляется не в Своей власти над миром, а в Своей непостижимой любви. "Бог есть любовь" (1Ин. 4:16).

При  внимательном рассмотрении мы видим триединого Бога и в Ветхом Завете: "Словом (Сын Божий) Господа (Бог Отец) сотворены небеса и  духом уст Его (Святой Дух) всё воинство их" (Пс. 32:6). Или: "Вот, Отрок Мой, которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу (Отец) дух Мой (Святой Дух) на Него (Мессию), и возвестит народам суд" (Ис. 42:1). Уже с первых страниц Священного Писания мы видим косвенные намёки на то, что Божество состоит не из одной Личности.

"И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему" (Быт. 1:26).

"Вот Адам стал, как один из нас" (Быт. 3:22).

"Сойдём же, и смешаем там язык их, так, чтобы один не понимал речи другого" (Быт. 11:7).

"И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать?  и кто пойдёт для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня (Ис. 6:8).

Иногда о Духе Божьем и о Боге говорится, как о разных личностях. В истории творения "Дух Божий носился над водою" (Быт. 1:2).

 Некоторые тексты говорят об участии трёх личностей Божества в Божьем деле спасения.

"Соберитесь все и слушайте: кто между ними ("иные боги") предсказал это? Господь возлюбил его ( Кира), и он исполнит волю Его над Вавилоном, и явит мышцу Его над Халдеями.

Я, Я сказал, и призвал его, и путь его будет благоуспешен.

Приступите ко Мне, слушайте это: Я и с начала говорил не тайно; с того времени, как это происходит, Я был там; и ныне послал Меня (Сына Божьего) Господь Бог (Отец) и Дух Его ( Святой Дух)" (Ис.48:14-16).

Все три Личности участвуют в освобождении Израильского народа из вавилонского плена.  И в Ветхом Завете мы видим триединство Бога.

Единый Бог Ветхого Завета обьединяет в Себе и Сына Божьего и Духа Святого, но это становится понятным после воплощения "Слова Божьего" в человека при участии Святого Духа. Об этом мы узнаём из Нового Завета: "Ангел сказал Ей (Марии) в ответ: Дух Святый найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит тебя; посему и раждаемое Святое наречётся Сыном Божиим" (Лк. 1:35). "И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца" (Ин. 1:14).

Единство Ветхого и Нового Заветов и общего для них плана искупления раскрывается в том, что в каждом из них для спасения Своего народа говорит и действует Один и тот же Бог -- Единый в трёх лицах. "Бог многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, через Которого  и веки сотворил" (Евр. 1:1,2). В пророках Бог говорил о Сыне (более трёхсот пророчесств) через Духа Святого (2 Петр. 1:21), а в Сыне -- благодаря Духу Святому, давшему Сыну жизнь (воплотившему "Слово" в человека).

Воплощение "Слова" Божьего (Ин. 1:14) прекрасно отобразило взаимоотношения трёх Лиц Божества, основанные на общем служении спасения человека. Отец отдал Своего Сына: "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3:16). Христос отдал Себя: "И когда Я вознесён буду от земли, всех привлеку к Себе. Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрёт" (Ин. 12:32,33). А Дух -- сделал возможным рождение Иисуса (Лк. 1:35).

В своей попытке познать Бога мы не должны забывать, что имеем дело с непостижимой тайной, которую будем постигать возможно в продолжении всей вечности. Тем не менее, уже сегодня мы понимаем, что Духа Святого для нашего просвящения, Сына Божьего для искупленич наших грехов, и вечную жизнь с Богом нам даёт наш Небесный Отец.

"Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его" (1Ин. 5:11).

"Покайтесь (перед Богом), и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, --и получите дар Святого Духа" (Деян. 2:38). 

БОГ  ОТЕЦ

"Достоин Ты, Господи, принять славу и честь и силу, ибо Ты сотворил всё, и всё по Твоей воле существует и сотворено" (Откр. 4:11).

Бог сотворил и продолжает творить  Вселенную. Он создал Небо,  Землю и Человека (см.Быт. 1,2).  Бог любит человека и всё Своё творение: " И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма" (Быт. 1:31). У пророка Исаии мы читаем: "Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните? -- говорит Святый. Поднимите глаза ваши на высоту небес, и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счётом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает" (Ис. 40:25,26).

"Небеса проповедуют славу Божью, и о делах рук Его вещает твердь" (Пс. 18:2). Рассматривая небо не вооружённым глазом, человек видит величие и могущество Бога. Пророк Иеремия говорит: "Как неисчеслимо небесное воинство" (Иер. 33:22). А Давид: "Когда взираю я на небеса Твои, - дело перстов Твоих, на луну и звёзды, которые Ты поставил, то, что есть человек, что Ты помнишь его, и Сын человеческий, что Ты посещаешь его?" (Пс. 8:4,5). Царь Соломон, построив великолепный храм Богу, при его посвящении говорит: "Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который построил я" (3 Цар. 8:26).

Ни один грешный человек никогда не видел Бога (см. Исх. 33:20). Бог показал Свой характер посредством милостивых дел и данного через Моисея описания: "Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвёртого рода" (Исх. 34:6,7).

Бог заключил завет с Ноем и Авраамом. Бог вывел потомков Авраама из Египетского рабства. На Синае Бог выразил Своё желание быть другом Израилю, быть вместе с этим народом. Он сказал Моисею: "И устроят они Мне святилище и буду обитать посреди их" (Исх.25:8).

Вся Книга Псалтырь пронизана глубокой Божьей любовью и Его участия, и удивительной милости. " Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя! Господь твердыня моя и прибежище моё, избавитель мой, Бог мой - скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего и убежище моё" (Пс.17:2,3).  "Ибо Он не презрел и не пренебрёк скорби страждущего, не скрыл от него лица Своего, но услышал его, когда сей воззвал к Нему" (Пс. 21:25).

 "Как высоко небо над землёю, так велика милость Господа к боящимся Его. Как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши; как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его. Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы -- персть" (Пс. 102:11-14). В постоянном прощении открывается Божий характер, главным свойством которого является безусловная любовь.

Обращаясь к израильтянам, Моисей назвал Бога их Отцом, Который искупил их: "Не Он ли Отец твой, Который усвоил тебя, создал тебя и устроил тебя?" (Втор. 32:6). Пророк Исаия писал: "Ты, Господи -- Отец наш, от века имя Твоё: "Искупитель наш" (Ис. 63:16). Через пророка Малахию Бог подтвердил: "Я -- Отец" (Мал. 1:6). В другом месте Малахия говорит о Боге и как об Отце, и как о Творце: "Не один ли у всех нас Отец? Не один ли Бог сотворил нас?" (Мал. 2:10). Бог наш Отец, потому что Он сотворил и искупил нас.

В Новом Завете Бог Отец изображён как Источник всего, Отец всех истинно верующих и Отец Иисуса Христа. Апостол Павел говорит об Отце и Иисусе Христе. как о двух разных Личностях: "Но у нас один Бог Отец, из Которого всё и один Господь Иисус Христос, Которым всё и мы Им"(1Кор. 8:6). Он свидетельствует: "Для сего преклоняю колени мои пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле" (Еф. 3:14,15).

 

Иисус является откровением Бога о Самом Себе. Бог Сын открыл характер Бога Отца полнее всего тогда, когда пришёл в мир в человеческой плоти (см. Ин.1:1,14). Он видимый и осязаемый образ невидимого Бога. Он совершенное  откровение того, каков Бог. Знать Иисуса -- значит знать Отца. Иисус говорит, что мы несомненно знаем Отца: "Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его" (Ин. 14:7). "Видевший Меня видел Отца" (Ин. 14:9). Иисус открыл Своего Отца, как Бога дающего. Мы видим Его таким при Творении, и в Вифлиеме, и на Голгофе.

 

Именно Голгофа помогает нам во всей полноте понять Отца. Боль, которую испытал Бог Отец от разделения со Своим Сыном,  была невыразимо мучительней любого страдания, выпавшего на долю человечества на земле. Отец страдал со Христом в одинаковой мере. Что ещё могло бы глубже открыть характер Отца? Именно Крест, как ничто другое, открывает истину об Отце.

 

Бог совершил для нас невозможное. Он отдал Сына Своего -- часть Самого Себя -- Бога, в выкуп за наши грехи. Разве могла Вселенная, ангелы и люди даже помыслить, что Бог отдаст Своего Сына, Которым сотворил всё, и для Которого всё сотворено (см. Кол. 1:16,17). Отдаст на позорную, мучительную смерть: "ибо проклят пред Богом всякий, повешенный на древе" (Втор. 21:23). Отдаст, чтобы тот, кто примет искупление своего непослушания Богу жертвой Сына Божьего, имел возможность примириться с Богом и жить с Ним вечно (см. 1Ин. 5:11). Бог принёс бесценный дар --  Своего Сына, чтобы вернуть планету Земля в небесную семью. Значит наш падший мир, также дорог Ему, как и остальное творение.

Три притчи Христа показывают, насколько сильно Бог любит потерянное человечество и заботится о нём (см. Лк. 15). Кто может рассказать о Боге Отце лучше, чем это делает  Сын Божий -- Господь Иисус Христос. Никто не знает о плане спасения больше, чем Иисус и никто не знает Бога лучше, чем Он.

В Своей последней беседе с учениками (см. Ин. 14,15,16) Господь Иисус дал нам одно из самых замечательных обетований, когда-либо записанных в Писании (Библии): "Истинно, истинно говорю вам: о чём ни попросите Отца во имя Моё, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Моё; просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна" (Ин. 16:23,24).

"В тот день будете просить во имя Моё, и не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас: ибо Сам Отец любит вас" (Ин. 16:26). Иисус говорит нам, что Он не умоляет Отца измениться каким-то образом по отношению к нам! Он уверяет нас, что Отец уже неизменно полон любви к нам.

Пусть наши сердца утешатся, как и хотел того Иисус. Да, мы знаем, что сердце Отца тоскует о нас настолько, что Он послал Иисуса донести до нас весть любви. "Любовь Божья к нам открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него" (1Ин. 4:9).

Притча о блудном сыне показывает безмерную любовь Отца, Который ждёт домой Своих кающихся детей. Если небо радуется об одном кающемся грешнике (см Лк. 15:7), то не трудно представить радость Вселенной при  Втором пришествии Христа.

Новый Завет делает очевидным непосредственное участие Отца в возвращении Сына. При Втором пришествии нечестивые взывают к горам и камням: "Падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца" (Откр. 6:16). Иисус сказал: "Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими" (Мф. 16:27) и "узрите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных" (Мф. 26:64).

Отец ожидает Второго пришествия, когда искупленные наконец войдут в свой вечный дом. Тогда будет ясно, что не напрасно Бог "отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3:16).

Иисус знает: у нас есть только одна возможность обрести совершенную радость. Но она состоит не в том, чтобы жить там, где нет боли или страданий.  Она заключается не в том, чтобы владеть дворцами или ходить по золотым улицам, и даже не в том, чтобы жить вечно. Она сосредоточена в полном единении с нашим Небесным Отцом, ибо "полнота радостей пред лицом Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек" (Пс. 15:11; У.с. 05.07.14).

Велика любовь Бога к человеку и придёт день, когда "... отрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло" (Отк. 21:4). "И будет, прежде нежели они воззовут, -- Я отвечу; они ещё будут говорить, и Я уже услышу" (Ис. 65:24).

"Не видел того глаз и не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его" (1Кор. 2:9).

Глубокое осознание милующей любви и незменной заботы Бога приносит радость, мир и душевный покой. 

БОГ СЫН

"Бог даровал нам жизнь вечную и сия жизнь в Сыне Его"  (1Ин. 5:11).

 Божий Сын -- второе лицо Триединого Бога, Его имени мы не знаем (Отк. 19:12). Апостол Иоанн называет Его --"Слово".  В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Всё через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть" (Ин. 1:1-3). И ещё: "Имя Ему: Слово Божие" (Отк. 19:13) и "Царь царей и Господь господствующих" (Отк. 19:16). Бог всё творил Словом, и земное и небесное. В Ветхом Завете мы читаем: "Словом Господа сотворены небеса и духом уст Его всё воинство их" (Пс. 32:6). И в Новом Завете про Сына Божьего написано: "Ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли , господства ли, начальства ли, власти ли, --  всё Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и всё Им стоит" (Кол. 1:16-17).

Не только всё земное и небесное создано Им, но Он и поддерживает всё в соответствующем порядке: "всё Им стоит". И это Бог Слово воплотилось в человека: "И Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца" (Ин. 1:14).  Второе Божье лицо стало плотью -- человеком. Зачем?

Бог сотворил человека "по образу Нашему, по подобию Нашему" (Быт. 1:26) и отдал ему в управление только что сотворённую прекрасную землю со всем, что её наполняло, чтобы человек был представителем Бога на земле. Бог хотел, чтобы люди оценили Его мудрость и любовь и стали Его достойными детьми. Бог создал человека со свободной волей, с правом выбора, без которых невозможна любовь. Он хотел уберечь их от познания зла. Но они не послушали Его совета и были обмануты сатаной (см. Быт. 3:1-6). Бог рисковал: но либо безропотные дети -- роботы или свободная  воля выбора и способность любить. Он выбрал последнее, но был готов к тому, если дети скажут Ему: "нет".

Ещё прежде создания земного мира и человека на Божьем совете было решено, что Второе лицо Триединого Бога возьмёт на Себя наказание за грех человека и даст ему возможность вернуться к Богу (см. Ефес. 1:3-12; Кол. 1:14-23). "И Слово  стало плотью", т. е. человеком, чтобы прожить человеческую жизнь со всеми её сложностями жизни на грешной земле, но не совершив греха,  принять наказание за грехи всех людей. Только Бог мог искупить человека от возмездия за грех (см. Рим. 6:23).

Сразу после отступления Адама и Евы от Бога любящий Отец сказал им, что будет Тот, Кто понесёт их наказание за грех (см. Быт. 3:15). Вся система поклонения Богу и прощения греха была основана на жертве животного,чьей кровью очищался грех. Жертвенное животное было символом Спасителя. "Бог Слово" -- "Агнец, закланный от создания мира" (Отк. 13:8).  Иоанн, крестящий в Иордане, называет Иисуса, идущего к нему: "Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира" (Ин. 1:29).

Люди ожидали пришествия Мессии -- Божьего Помазанника -- Христа -Спасителя. Время пришествия и время смерти Спасителя было предсказано пророком Даниилом. Когда, он в коце вавилонского плена, молился Богу и просил открыть будущее Божьего народа, к нему прилетел Ангел Гавриил и передал Божьи слова "мужу желаний" Даниилу. "Семьдесят седьмин определены для народа твоего и святого города твоего, ... Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о  восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седьмины; ... И по истечении шестидесяти двух седьмин  предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придёт, ... И утвердит завет для многих одна седьмина (семидесятая), а в половине седьмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, ..." (Дан. 9:24-27). Прим. Одна сельмина --это семь лет.

Когда исполнилось указанное время  Бог Слово сказал: " вот, иду, как в начале книги написано обо Мне, исполнить волю Твою, Боже" (Евр. 10:7).     Тот же Ангел Гавриил был послан от Бога к деве Марии. "И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария,  ибо Ты обрела благодать у Бога.  И вот, зачнёшь во чреве, и Родишь Сына, и наречёшь Ему имя Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего; и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его. И будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдёт на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя; посему и раждаемое Святое наречётся Сыном Божиим" (Лук. 1:30 - 35). Имя Иисус означает: "Он спасёт людей Своих от грехов их" (Мф. 1:21).

Ещё за 720 лет до рождения Господа Иисуса пророк Исаия предсказал: "Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с  нами Бог" (Ис. 7:14; Мф. 1:21 - 23).  И ещё: "Ибо младенец родился нам; сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира" (Ис. 9:6).

"В те дни вышло от кесяря Августа повеление сделать перепись по всей земле". Иосиф пошёл в город Давидов, называемый Вифлеем, чтобы записаться вместе с Мариею, потому что он был из дома и рода Давидова. Марии же пришло время родить. "И родила Сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господен, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение"(Лк. 2:1,7-14).

О времени рождения Царя Иудейского знали и мудрецы с Востока и пришли поклониться Ему и принесли дары (см. Мф. 2:1-12. "Звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был младенец" (Мф. 2:9).

Бог дважды называет Сына Марии Иисуса Своим Сыном. При крещении в Иордане Иисус был помазан Святым Духом, и Бог подтвердил, что Он является "Мессией" (евр. слово), или "Христом" (греч. слово). Оба эти имени означают  "Помазанный".  "Когда же крестился весь народ, и Иисус крестившись молился,  -- отвёрзлось небо, и Дух Святой нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!" (Лк. 3:21-22;  Деян. 10:38;  Ин. 1:41). И ещё раз на горе Преображения, когда Моисей и Илия беседовали с Иисусом (см. Мф. 17:1-5). Тогда ученики Иисуса: Пётр, Иаков и Иоанн услышали глас из облака: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение;  Его слушайте" (Мф. 17:5).  Пётр во Втором послании вспоминает о том, что ученики стали очевидцами величия Иисуса. "Ибо Он принял от Бога  Отца честь и славу, когда от велелепной славы принёсся к Нему такой глас: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение" (2Пет. 1:17).

При земном служении Господь Иисус неоднократно называет Себя Сыном Человеческим и Сыном Божьим. В беседе с Никодимом, одним из начальников иудейских, Иисус говорит: "И как Моисей вознёс змею в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единоролного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён  был чрез Него" (Ин. 3:14-17). Здесь Иисус говорит, что Он в полной мере человек, такой же, как и мы (Сын Человеческий), но в тоже время Он абсолютно божествен и тождествен Богу (Единородный Сын Божий).

Иисус называет Себя равным Богу: "Я и Отец -- одно" (Ин. 10:30), "видевший Меня видел Отца" (Ин. 14:9). Бог Слово -- равный, тождественный Богу Отцу, а Иисус Христос -- наш Искупитель и Спаситель -- Сын Божий. Почему равные между собой ипостаси Бога названы Бог Отец и Бог Сын?

Ангел сказал Марии: "родишь Сына и наречёшь Ему Имя: Иисус; Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего; и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и царству Его не будет конца" (Лк.1:32,33). Иисус наречётся Сыном Всевышнего, а отец Его Давид -- это как?

Чтобы понять, что значит этот титул - Сын Божий, нужно знать, какой смысл вкладывали при его употреблении древние жители Ближнего Востока. Во многих культурах древнего мира, царей называли сыновьями Всевышнего или богов. Древние Израильтяне считали, что Бог -- это их Царь ( см. Ис. 44:6). А  царь в Иерусалиме был избран Богом, чтобы быть Его представителем.  И чтобы описать взаимоотношения между царём и Богом использовались такие метафоры как "Сын Всевышнего" (Пс .2:7). или "первенец" (Пс. 88:28 ) -- по отношению к царю, и Отец --по отношению к Богу (2 Цар. 7:14). Это указывало на то, что власть царя исходит от Бога, и что царь несёт перед Ним ответственность.

Церемония возведения на престол нового царя сравнивалась с рождением Сына. "Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею; (царь) Возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе" (Пс. 2:6-8).

 "Я обрёл Давида, раба Моего, святым елеем Моим помазал его. ... Он будет звать Меня: Ты Отец мой, Бог мой и твердыня спасения моего. И Я сделаю его первенцем, превыше царей земли. Во век сохраню ему милость Мою, и завет мой с ним будет верен... Семя его будет вечно и престол его, как солнце предо Мною" (Пс. 88: 21, 27-29,37). Бог говорит Давиду о Его наследнике: "Он построит Мне дом имени Моему и Я утвержу престол  царства его на веки. И Я буду ему отцем и он будет Мне сыном" (2Ц. 7:13,14). После установления в Израиле монархии было много пророчеств о пришествии праведного Царя и Спасителя, Который будет восседать на троне Давида и Чьё царство праведности будет вечно (см. Иер. 23:5-6; Ис. 9::-7).

Иисус -- Творец, дающий всему жизнь, и Он же -- Царь Божьего народа, Царь и Спаситель Израиля и в этой роли Он -- Сын Всевышнего, Который помазал Его в Цари и стал Ему Отцом, родившем Царя через помазание.  Иисус -- Творец -- равный Богу, но в отношении  с человеком -- Он Сын Божий -- Первенец. Это образ отношений, понятный для человека: Сын первенец почти во всём равен Отцу.

Мы тоже помазаны Духом и стали сыновьями и дочерьми Божьими и сонаследниками Христу, Его братьями, потому что Он -- первенец и Он -- Царь и мы будем царствовать вместе с Ним (см. Отк. 1:6; 3:21 ). После воскресения Иисус говорит Марии: "иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему и к Богу Моему и Богу вашему" (Ин. 20:17). Он считает нас братьями и сёстрами по отношению к Сыну Человеческому, и нашим Отцом по отношению к Слову --Творцу: "Дети! не долго уже быть Мне с вами" (Ин. 13:33).

Священное Писание говорит об Иисусе, как об "Единородном" и "Первородном" Сыне. Слово "единородный" (Ин. 1:14, 18; 3:16; 1Ин. 4:9) происходит от греч. слова "моногенез". В Библии это слово приобретает значение "единственный" или "уникальный", характеризуя не события, произошедшие в определённое время, а особые взаимоотношения. Напр. Исаак назван "единородным" сыном Авраама (Быт. 22:2,12), хотя он не был его единственным сыном и даже первенцем (Быт. 16:16; 21:1-21; 25:1-6). Исаак был единственным в своём роде, уникальным сыном, которому предстояло стать наследником Авраама.

 Понятие сын обозначает не просто рождение по плоти, а духовную, внутреннюю причастность. Иисус Христос -- Сын Божий в уникальном смысле, в силу полной тождественности Его природы природе Бога Отца. Иисус -- "моногенез" по предназначению, единственный в Своём роде, уникальный во многих аспектах Своей сущности и Своей жизни.

"Первородный" ("первенец"), Которым назван Христос (Евр. 1:6; Рим. 8:29; Кол.1:15,18; Отк. 1:5) не подозревает определённый момент времени. Скорее всего оно подчёркивает важность или превосходство (ср. Евр. 12:23). Будучи первородным среди людей, Христос возвратил человечеству те преимущества, которые были им утеряны. Он стал новым Адамом, новым "первенцем" или главою человечества. Через Него Бог усыновил детей отступников ( см. Ефес.1:4,5).

Что Единородный Божий Сын сделал для нас? Апостол Павел описывает чудесную историю Посланника Божьего: "Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти и смерти крестной. Посему и Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца" (Фил. 2:6-11).

Благодаря Своему послушанию Иисус, пройдя через уничижение, был вознаграждён и возвеличен. Бог превознёс Его, посадив "по правую руку" от Себя (Пс. 109:1) и позволив Ему разделить с Ним "честь, славу и силу" (Отк.5:13)  Кроме того, Бог дал Ему имя выше всех остальных имён. Что это за имя? Кому ещё преклоняется всякое колено? У пророка Исайи мы читаем: "Ко Мне обратитесь и будете спасены, все концы земли; ибо Я Бог и нет иного. Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык" Ис. 45:22,23).

Значит, перед Иисусом преклонится всякое колено, как перед Иеговой -- Богом Отцом. Иисус не просто "Господь" или "Господин", Он равен Иегове! Дело не в том, что Отец -- это Иисус, или что Иисус воплощает в Себе всю полноту Иеговы, но в том, что существует некое глубокое тождество, единство или союз между Сыном и Отцом. Господь Иисус говорит нам об этом: "Я и Отец одно" (Ин. 10:30) и "Я есмь", что значит Иегова (Ин. 8:58). Иисус также свидетельствует об единстве с Отцом, когда молится Ему (см. Ин. 17:21-23).

Мы смертны, мы все умираем и эта наша смерть --плата за грех Адама, "потому что в нём все согрешили" (Рим. 5:12). Божий Сын согласился принять наказание за наши грехи, чтобы Небесный Отец мог проявить и милость к грешнику, и справедливость наказания за грех. Сыну Божьему предстояло явить всю глубину самоотречения и бескорыстной любви Бога ( см. 1 Пет. 1:18-20). И когда пришло время Сын Божий оставил небо, облёкся в человеческую плоть, чтобы донести до нас истину о Боге. Бог должен был принять природу человека, чтобы человек получил возможность общаться с Ним.

Иисус пришёл на землю, чтобы умереть вместо нас второй смертью, искупить наши грехи и дать нам возможность выбора между вечной жизнью с Богом и второй смертью -- вечным разделением с Богом. "Все мы блуждали как овцы, совратились каждый на свою дорогу; и Господь возложил на Него грехи всех нас" (Ис. 53:6). Это написал пророк Исайя почти за семьсот лет до распятия Иисуса. Более трёхсот пророчеств об Искупителе, записанных в Библии, сбылись в Иисусе Христе.

Иисус  умер в точно предсказанное пророком Даниилом время, в середине семидесятой седьмины, когда Иудеи праздновали Пасху. Апостол Павел сказал: "Ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас" (1Кор. 5:7). Поразительно точное исполнение этого пророчества служит одним из самых убедительных доказательств основной истины истории: Иисус Христос есть давно предсказанный Спаситель мира. Как пасхальный Агнец своею кровью спас от смерти первенцев Израильского народа, так истинный Агнец Своею кровью искупил грехи человечества. Будучи одновременно Богом и человеком Христос стал нашим Искупителем (см. Рим. 6:23; 1Кор. 15:3).

"Христос умер за наши грехи по Писанию и воскрес в третий день по Писанию" (1Кор. 15:3,4) и как Сам трижды говорил о Своём воскресении на третий день Своим ученикам (Мф. 16:21; 17:23; 27:63). "Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его" (Деян. 2:24). Через Свою смерть Христос стал жервой за нас и избавил нас от гибели. Своим воскресением из мёртвых Он нанёс поражение "последнему врагу" -- смерти (Рим. 6:9). Смерть и воскресение Иисуса, как часть Божьего замысла о спасении мира, совершились полностью в соответствии с Божьей волей.

Он умер вместо нас, искупив наши грехи, примирил нас с Богом и дал нам возможность получить дар вечной жизни. Нет такого человека, за которого Христос не умер бы и которого не хотел бы видеть спасённым. Иисус говорит: "Я есть воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт; и всякий живущий и верующий в Меня не умрёт вовек" (Ин. 11:25,26). "Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день" (Ин. 6:40).

Господь Иисус воскрес, вознёсся на небо и "воссел одесную величия на высоте", то есть, с правой стороны Бога на Его престоле (Евр. 1:1-3). Он стал нашим Первосвященником (Евр. 4:14,15) в Небесном Храме, прообразом которого был земной храм ( Исх. 26:30), и Он -- наш Искупитель и  Ходатай перед Богом (1Ин. 1:9; 2:1,2) и наш Судья (Ин. 5:22; Деян. 7:31).

Наш Первосвященник и Судья, согласно пророчеству Даниила, приступил к очищению небесного святилища от грехов Божьего народа в 1844г. (см. Дан. 8:14). Когда суд над Божьим народом (см.1Пет. 4:17) будет закончен, Божий Сын придёт на землю, чтобы забрать искупленных: живых и воскресших, туда, где живёт Он, как и обещал (см. Ин. 14:3). 

Господь Иисус, Который был одно с Богом, связал Себя с сынами человеческими неразрывными узами. Он не стыдится называть нас Своими братьями (Евр. 2:11). Он предстоит перед престолом Отца в облике человека (Деян. 1:9-11) и соединил Себя на веки вечные с искупленным Им человечеством.Приняв человеческую природу, Христос возвысил человечество.  Теперь падшие люди через связь с Христом могут и в самом деле стать достойными высокого имени: "Сыны и дочери Божьи".  "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3:16).

Господь Иисус -- Сын Божий, равный Отцу -- Всё для нас. В Нём прощение наших грехов, примирение с Богом, обретение Отца (мы дети Божьи) и вечная жизнь. "Ибо нет другого инени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись" (Деян. 4:12).

Вера в Господа Иисуса,  Сына Божьего  --  это всё, что нам нужно для прощения, спасения и вечной жизни на новой земле (см. Отк. 22:1-5).

ИМЕНА ВТОРОЙ ЛИЧНОСТИ ТРИЕДИНОГО БОГА

1. Бог Слово -- равный Богу Отцу  (Ин. 1:1-3; Отк. 19:13). "Словом Господа сотворены небеса и духом уст Его всё воинство их" (Пс. 32:6). Можно ли отделить Слово и Дух от Бога Отца? Бог Слово так же вечен, как Бог Отец. Все три ипостаси триединого Бога неразделимы, равны и вечны. "Я и Отец одно" (Ин. 10:30); "видевший Меня видел Отца" (Ин. 14:9).  Называя Бога Своим Отцом, Иисус говорит не о рождении от Бога, а о Своём равенстве с Ним.

2. Агнец Божий -- Спаситель.  "Агнец, закланный от создания мира" (Отк.13:8). Ещё прежде создания мира Бог Слово согласился стать Агнцем -- Искупителем грехов человека. Но Бог не может умереть. И чтобы умереть за грехи мира, Ему нужно было воплотиться в человека и прожить человеческую жизнь. Иоанн увидев идущего к нему Иисуса говорит:  "Вот Агнец Божий, который берёт на Себя грех мира" (Ин. 1:29).

3. Иисус. При воплощении в человека Бог Слово получил собственное имя: " Иисус, ибо Он спасёт людей Своих от грехов их" (Мф. 1:21).

4. Христос. Греч. перевод евр. слова Мессия, т.е. Помазанный. Преимущественно это название обозначает обещанного Израилю через пророков и ожидаемого в течении всех времён Искупителя и Царя. Иисус был помазан Святым Духом во время молитвы после крещения в Иордане, и услышал с неба от Бога, что Он Его Сын (см. Лк. 3:21,22).

5. Сын Божий. Мессия, Искупитель, потомок Давида - вечный Царь Израиля, а значит и Сын Божий. Голос Бога с неба подтвердил это. Иудеи называли Его: "Сын Давидов" (Мф. 9:27) и встречали Его как Царя при вьезде в Иерусалим в последнюю Пасху (см. Лк. 19:36-38).

6. Единородный Сын, Первородный Сын, Первенец. Это означает, что Он, равный Отцу и вечный, как Отец. Сын не по рождению, а по единомыслию, по духовной близости.

7. Царь Царей и Господь Госполствующих (Отк.19:16). "Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моём, как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его (Отк. 3:21). Бог доверит искупленным дела Своего Царства: "Престол Бога и Агнца будет в нём (городе), и рабы Его будут служить Ему ... и будут царствовать во веки веков" (Отк.22:3-5). "И соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле" (Отк. 5:10).

"Царь царей и Господь господствующих" -- это титул Иисуса, отражающий Его правление всем творением, -- это воля Бога Отца: "всё небесное и земное соединить под главою Христа" (Еф. 1:10).

8. "...Я есмь Сущий (Иегова)" (Исх. 3:14). "Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь" (Ин. 8:58), то-есть, существующий всегда, Иегова, как и Бог Отец. Господь Иисус -- Ангел Божий, Который вывел сынов Израилевых из Египта. "Моисей пас овец у Иофора, ... и явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста" (Исх. 3:1,2). "И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам" Исх. 3:14).

Вот несколько текстов об Ангеле Господнем. "И двинулся Ангел Божий, шедший перед станом Израильтян, и пошёл позади их; двинулся и столп облачный от лица их, и стал позади их" (Исх. 14:19).  Бог сказал Моисею: "Вот, Я посылаю перед тобою Ангела, хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил. Блюди себя пред лицем Его, и слушай гласа Его ... ибо имя Моё в Нем" (Исх. 23:20,21). "И пришёл Ангел Господен... и сказал: Я вывел вас из Египта и ввёл вас в землю, о которой клялся отцам вашим -- дать вам, и сказал Я: "не нарушу завета Моего с вами во век. И вы не вступайте в союз с жителями земли сей; жертвенники их разрушьте" (Суд. 2:1,2).

Господь Иисус заботится о человеке со дня его творения. Ещё прежде создания мира Он согласился быть "Агнцем, закланным от века" (Отк. 13:8). И в вечности Он будет общаться с нами в человеческом теле с оставшимися следами от распятья. Мы всегда будем помнить, что Он сделал для нас из любви к нам.

Слава Господу Иисусу, Сыну Божьему -- Искупителю и Спасителю -- слава во веки веков на земле и на небе.  

БОГ  ДУХ  СВЯТОЙ

"И  Я  умолю  Отца, и даст вам другого  Утешителя, да пребудет с вами вовек,  Духа истины" (Ин. 14:16,17).

В Библии гораздо больше сказано о Боге Отце и Боге Сыне, чем о Духе Святом. Вместе с тем именно Дух Святой вдохновлял тех, кто записывал Слово Божье (см. 1Петр. 1:21), и дела это с Божьим смирением. То, как Дух Святой прославляет Отца и Сына, помогает нам увидеть бескорыстную любовь, которая существует внутри Троицы.

Святй Дух не определён в Писании настолько же ясно и конкретно, как Отец и Сын. Образы голубя, огня, воды, ветра, использующиеся в Священном Писании, не открывают "лица" этой ипостаси Божества. Сын являет Отца или свидетельствует об Отце, Дух свидетельствует о Сыне, но никто не свидетельствует о Духе. Мы можем увидеть Святого Духа через Его деятельность. Давайте посмотрим об участии Святого Духа в творении, в служении Господа Иисуса и в жизни человека.

СВЯТОЙ ДУХ В ТВОРЕНИИ

В Священном Писании содержатся свидетельства прежде всего об активности Святого Духа, и именно характер этой активности позволяет говорить об Его Божественной и личностной природе. Со второго стиха Библии мы уже знаем о Нём: "Земля же была безвидна и пуста и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою" (Быт. 1:2). В данном повествовании Дух Святой, оформляя первозданную материю и  придавая ей законченные черты, ассоциируется с организующим началом Вселенной.

Об участии Святого Духа в процессе творения говорится и в древней книге Библии - книге Иова. Елиуй, один из героев повествования, признаёт: "Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь" (Иов. 33:4).

Участие Святого Духа при творении человека: "И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душею живою" (Быт. 2:7). Также просто Господь Иисус дал Духа Святого Своим ученикам в первый день Своего воскресения: при первой встрече с учениками после слов "мир вам! ...дунул, и говорит им: примите Духа Святого" (см.Ин. 20:20-22). Об участии Святого Духа в творении мы читаем и в Псалмах: "Пошлёшь дух Твой - созидаются и Ты обновляешь лицо земли" (Пс. 103:30). "Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его - всё воинство их" (Пс. 32:6). И далее читаем, как важен Святой Дух -- Жизнедатель: "Если бы Он (Бог Вседержитель) сердце Своё закрыл, Свой дух, Своё дыхание вобрал в Себя - погибла бы всякая жизнь и человек вернулся во прах" (Иов 34:14,15).

 

СВЯТОЙ  ДУХ  В  СЛУЖЕНИИ  ГОСПОДА ИИСУСА

Божественность Святого Духа утверждается в Библии и в описании Его активности в связи со спасительным служением Сына Божьего на земле. Фактически все этапы миссии Христа на земле, начиная с момента чудесного зачатия, сопровождались участием Святого Духа. Как часто мы подчёркиваем,  что Бог послал Сына Своего в мир, забывая о том, что вместе с Ним был послан и Дух Святой.  "Дух Святой найдёт на тебя и сила Всевышнего осенит тебя" (Лк. 1:35).

Святой Дух играет решающую роль в таинстве воплощения Сына Божьего. Тот же самый Дух, Который проявляет Свою активность в акте сотворения мира, проявляет Себя и в силе  Всевышнего снова. "Непорочное" зачатие свидетельствует о том, что пришествие Мессии есть не что иное, как величественный дар Святого Духа. Присутствие Духа в момент таинственного зачатия Сына указывает на новое творение и на возможность воссоздания тварного мира по тому образцу, по которому он изначально был создан.

Уже на подготовительном этапе пришествия Мессии Святой Дух проявил беспрецедентную активность. Предтеча Мессии, Иоанн Креститель, "Духа Святого исполнится  ещё от чрева матери своей" (Лк. 1:15). Евангелист свидетельствует о том, что и  Елисавета (см. Лк.1:41)  и Захария (см. Лк.1:67), родители необычного ребёнка, исполнились Святого Духа.

В совершении Своей спасительной миссии Господь Иисус всегда руководствовался Святым Духом. Дух Святой сопровождал годы взросления и становления Христа. "Младенец же возрастал и укреплялся  духом, исполняясь премудрости; и благодать Божья была на Нём" (Лк.2:40). Присутствие Святого Духа в жизни Христа с момента зачатия указывает прежде всего на Его Божественное происхождение и  теснейшую связь  с Небесным Отцом.

Став человеком, Сын Божий целиком и полностью полагался на силу Святого Духа, а не на Свою силу.  Это Дух Святой помогал Сыну жить в рамках человеческого естества на протяжении всего земного пути. Именно на Святого Духа Он полагался, осуществляя Свою спасительную миссию. Дух Святой наделял Христа силой совершать удивительные дела ради спасения людей. Силой  Святого Духа Сын Божий изгонял бесовские силы, возвращая психическое здоровье измученным тяжким недугом душам. Главная и единственная цель этих чудес заключалась в спасении человека для вечного Царства Божьего.

Дух, Который был с Иисусом с момента рождения, оставался с Ним до конца.  Дух Святой поддержал Иисуса в минуту страшной скорби в Гефсимании и помог Ему принять решение в пользу грешного человечества. "Я желаю исполнить волю Твою, Боже Мой" - эти пророческие слова, записанные в своё время по вдохновению свыше (Пс. 39:9),  Дух Святой напомнил Спасителю в минуту страшной душевной агонии, когда всё Его человеческое существо взывало о том, чтобы чаша смерти миновала. Эти слова помогли Спасителю преодолеть  искушение и, вдохновлённый ими, Он решает: " Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет" (Лк. 22:42). Он знал, зачем Он пришёл: "Огонь пришёл  Я низвесть на землю, и как желал бы , чтобы Он уже возгорелся! Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!" (Лк. 12:49,50). Знал! и пришёл! и исполнил!

Решающую роль играет Святой Дух и в воскресении Христа из мёртвых. Животворящая сила Духа Божьего была хорошо известна и в Ветхом Завете: "Так говорит Господь Бог костям сим: вот Я введу дух в вас и оживёте..." (см.Иез. 37:5,6,13,14). И вот теперь она проявляет себя в наивысшей мере. Именно посредством Духа Иисус восстал из мёртвых (Рим.1:4). Апостол Павел свидетельствует об одной и той же силе Животворящего Духа, Который воскресил Христа из мёртвых и Который способен оживить и наши смертные тела: "Если же Дух Того, Кто воскресил из мёртвых Иисуса, живёт в вас, то Воскресивший Христа из мёртвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим , живущим в вас" (Рим. 8:11). Светлое Христово воскресенье стало началом нового творения и ознаменовало начало новой эры, эры торжества жизни. Смерти уже не принадлежит последнее слово в этом мире. Она оказалась побеждённой великой силой жизни, которая Духом Божьим вновь просияла в теле воскресшего Спасителя. В воскресении Христовом для человечества открылась новая надежда, надежда на подлинную жизнь, не подвластную смерти.

СВЯТОЙ ДУХ В СЛУЖЕНИИ ЧЕЛОВЕКУ

Святой Дух - могущественная личность, Которая поддерживает нас и трудится для нас и вместе с нами. В следующих стихах евангелиста Иоанна нам открываются такие истины о Святом Духе: Он никогда не оставит нас (Ин. 14:16); Он ведёт нас к истине (14:17); мир не принимает Его (14:17); Он живёт с нами и в нас (14:17); Он учит нас (14:26); Он напоминает нам слова Иисуса (14:26; 15:26); Он есть источник истины (15:26); Он открывает нам нашу греховность и показывает путь к праведности, а также убеждает в неизбежности Божьего суда (16:8); Он даёт видеть будущее (16:13); Он открывает славу Христа (16:14). Святой Дух действовал среди людей с начала времён, но со дня Пятидесятницы (Деян. 2) Он начал жить во всех верующих. (МБО, комм. на Ин.14:16,17).

Согласно Божьему замыслу, Дух Святой изначально должен был обитать в человеке. Но грех Адама и Евы лишил их сада Едемского и общения со Святым Духом. Этот разрыв творения со своим Творцом привёл допотопную цивилизацию к трагедии. И Бог был вынужден сказать: "Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемому человеками" (Быт. 6:3).

Христос по замыслу Божьему должен был выполнить Свою земную миссию, принести искупительную жертву, и лишь после этого Дух Святой мог быть излит на всякую плоть. Евангелист Иоанн говорит: "Не было на них Духа Святого, потому что Иисус ещё не был прославлен" (Ин. 7:39). По замыслу Божьему излитие  Святого Духа  должно было последовать только после принятия Отцом жертвы Иисуса Христа.

В последний день перед распятием Господь Иисус сказал Своим ученикам: "Я к Отцу  Моему иду" (Ин. 14:12)  и обещал им: "И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины..." (Ин. 14:16,17). Иисус называет Духа Святого древнегреческим словом "Параклетос" (Ин.14:16). В переводе на русский язык это слово означает "Помощник", "Утешитель", "Советник". Оно также может иметь значение "Ходатай", "Посредник" или "Адвокат". В греческом языке существует два слова, обозначающие "другой ", "иной":  "алос" (другой такого же типа) и  "этерос" (другой  отличного типа). В тексте (Ин. 14:16) стоит слово "алос" и слова "другого Утешителя"  можно перевести как "равный, точно  такой же Утешитель", как и первый.

Как Ходатай, Посредник и Помощник Христос представляет нас Богу и открывает Бога нам. Подобным же образом Дух ведёт нас ко Христу и делает нас причастниками Христовой благодати. Господь Иисус оставляет на земле вместо Себя, равного Себе. Успокаивая учеников Он добавляет: "Не оставлю вас сиротами; приду к вам" (Ин. 14:18). Говоря, что не оставит их сиротами, Он имеет в виду, что и как  Духом Своим, так и через Духа Святого в учениках, Он всегда будет с ними.

Далее Христос объясняет ученикам: "Лучше для вас, чтобы Я пошёл; ибо если Я не пойду, Утешитель не придёт к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам" (Ин. 16:7). Почему лучше? Будучи ограничен человеческими возможностями, Иисус не мог присутствовать в одно и тоже время в разных местах. Посредством вездесущного Духа Святого (см. Пс. 138:7) наш Спаситель стал доступен всем, независимо от места их нахождения.

Заря новой эры взошла лишь тогда, когда наш Господь Победитель воссел на Небесном престоле. Только после этого Он мог излить Святой Дух во всей Его полноте.  День Пятидесятницы, наступивший через пятьдесят дней после Голгофы, мощным проявлением Духа ознаменовал собой начало новой эпохи.  "И внезапно сделался шум с неба как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они (ученики) находились; и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.  И исполнились все Духа Святого" (Деян. 2:2-4). В Духе Святом Господь Иисус пришёл к каждому, принявшему Его, как своего Спасителя. Дух Святой не мог быть дан во всей полноте, пока Иисус не  исполнил предначертанного Богом.

Таким образом, Христианство не знает другого "представителя Христа на земле" кроме Святого Духа, в Котором Иисус приходит к верующим. К тому, кто любит Его, Он явится не только Сам, но "и Отец Мой возлюбит его и Мы придём к нему и обитель у него сотворим" (Ин. 14:23).

От Духа Святого Дева Мария зачала Иисуса Христа. В День Пятидесятницы Дух Святой явил Христа - Победителя Миру. Через Святого Духа осуществились обещания Христа: "Не оставлю тебя и не покину тебя" (Евр. 13:5)  и "Я с вами во все дни до скончания века" (Мф. 28:20). Вот почему Новый Завет даёт Духу Святому имя, которым Он нигде не назван в Ветхом Завете - "Дух Христа" (Флп. 1:19; Рим.8:9 ). Именно через Духа Святого Бог Отец и Бог Сын пребывают в сердцах Своих последователей.  Точно также только через Духа Святого верующие могут пребывать во Христе.

С началом новой эпохи исполнились желания Небесного Отца:  "Вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их, и буду их Богом, а они будут Моим народом. И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все от малого до большого, будут знать Меня, потому что Я прощу беззакония их и грехов их не вспомяну более" (Иер. 31:33,34).

"И дам вам сердце новое и дух новый дам вам, и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы, будете ходить в заповедях Моих, и уставы Мои будете соблюдать и выполнять" (Иез. 36:26,27). "И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержмтель" (2 Кор. 6:18). "Разьве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас?" (1 Кор. 3:16).

Дух Святой был послан на землю, и главная Его задача помочь людям уверовать, что осуждённый и умерший позорной смертью Проповедник и Целитель, был послан Богом для спасения людей от платы за грех.

Именно Он -- Дух истины -- обличит человека в грехе, откроет величие Божьей любви, явленной в жертве Сына Божьего, в желании Бога Отца и Божьего Сына спасти грешное человечество от смерти, властвующей на земле, и даровать человеку вечную жизнь в Божьей любви.

Дух Святой стучит в наше сердце, обличая нас во грехе и открывает Божий план спасения. И если мы откликаемся на Его зов и принимаем Господа Иисуса своим Спасителем, Он поселяется в нашем сердце. Он преобразует наш характер и нашу жизнь, делая нас детьми Божьими и будет продолжать Свою работу освящения и в вечности.

Господь Иисус говорит: "если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин. 3:5). Вода -- это символ крещения. После него Дух Божий поселяется в нашем сердце. И если мы не будем огорчать и угашать Его, Он будет пребывать в нас всегда.

Верующим дано предостережение не противиться Духу Святому, не огорчать и не угашать Его влияние в христианской жизни (см. Деян. 7:51). Господь Иисус предупреждает: "Если кто скажет хулу на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сём веке, ни в будущем" (Мф. 12:31,32). "И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления" (Ефес. 4:30). " Духа не угашайте" (1Фес. 5:19).

И в ветхозаветные времена знали, что Духа Святого можно огорчить. Пророк Исайя, описывая недостойное поведение своего хранимого Богом народа, говорит: "Но они возмутились  и огорчили Святого Духа Его"(Ис. 63:10).

"Кто скажет хулу на Святого Духа, тому не простится" (Лк. 12:10). Отступник не будет прощён , но не потому, что Бог не пожелает простить его, а потому что место Духа Святого занял другой дух и человек сам откажется признать свою нужду в Боге.

В сущности люди без Духа Святого мало чем отличаются от животных (см. Еккл. 3:18-20). "Человек, который в чести и неразумен (не знает Бога), подобен животным, которые погибают" (Пс. 48:21). Без Духа Святого, живущего в человеке, человек не может быть воскрешён для вечной жизни (см. Рим. 8:11).

Наше нежелание принять Святого Духа в своё сердце  и дать Ему возможность просвящать, наставлять и помогать познавать Бога делает нас не пригодными для жизни с Богом. Мы огорчаем Духа Святого и тогда, когда познав истину о Боге, продожаем грешить. "Ибо, если мы, получивши познание истины, произвольно грешим, то не остаётся более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда ..." (Евр. 10:26, 27). Но если человек одумается и покается, он может просить Святого Духа у Небесного Отца (Лк. 11:13).

Если мы приглашаем Святого Духа в своё сердце верою в Иисуса, как Спасителя, Дух всегда (и теперь и в вечности) будет пребывать  с  нами, как наш Помощник, Утешитель и Советник (Ин. 14:16). Через Него мы общаемся с Богом Отцом  и Господом Иисусом и я радуюсь, что Святой Дух всегда будет в нас и в вечности тоже.

 Я думаю, что в вечности мы не всегда будем иметь возможность быть физически близко к Господу Иисусу. А я так сильно скучаю о Нём и буду скучать и потом (в вечности). И Святой Дух поможет мне услышать Господа Иисуса, где бы я не была, хоть на другой планете. И я услышу то, что Господь Иисус хочет мне сказать именно в то время, когда я спрашиваю. 

Святой Дух -- эта третья Личность Бога ближе всего к нам. Возможно, что мы мало понимаем и мало ценим Его близость, а ведь Он преобразует нас и ведёт нас по жизни, открывает Божью истину и величие Бога и в каждое мгновение наставляет и направляет нас, если только мы Ему позволяем. Апостол Павел говорит: "И уже не я живу, но живёт во мне Христос" (Гал. 2:20).

КАКИМ МЫ УВИДЕЛИ  БОГА СВЯТОГО ДУХА -- ТРЕТЬЕ ЛИЦО БОГА

1. Он преобразовывал землю при её творении.

2. Он воплотил Божье "Слово" в человека и воскресил Сына Божьего.

3. Он разделил море, поставив воды стеною,чтобы народ Божий прошёл по сухому дну (см.Исх. 14:21,22).

4. Мы видим Духа Святого с шумом, сильным ветром и огненным пламенем, сошедшего с неба на молящихся и ожидающих Его учеников Иисуса в день Пятидесятницы. И в этот же день, благодаря участию Святого Духа, Господь Иисус был прославлен образованием Его Церкви на земле.

5. Через Него Господь Иисус и Бог Отец живут в нас, а мы в Них. И мы видим Духа Святого в роли  второго Утешителя, живущего в сердце человека, второго - точно такого же, как и первый - Господь Иисус.

6. Дух Святой -- источник познания истины о Боге, Божьем творении и Божьей любви.

7. Он возрождает нас в первозданный образ, делая пригодными для вечной жизни с Богом.

8. В день Второго пришествия Господа Иисуса Он изменит тела живых детей Божьих и воскресит умерших.

9. Он будет жить в нас вечно, оставаясь самым близким Другом.

Мы увидели в служении  Духа Святого и великую мощь, и силу преобразования, и нежное прикосновение к нашему разуму и сердцу, и заботливое участие в нашей жизни и сейчас и в вечности.

Дух Святой --это удивительная Божья личность, Которая живёт в нас, давая нам возможность всегда быть с Богом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

"Бог есть  любовь"(1Ин. 4:8). Любовь всегда подразумевает отношения. В Боге, Который открывается человеку как Троица, как совершенное единство трёх Божественных ипостасей, есть место не только для любви между Личностями Бога, но и к сотворённому Им миру и к человеку. О том, что Бог не единственная Личность, мы узнаём с первой страницы Библии -- Божьем откровении о Себе. "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию нашему" (Быт. 1:26). Прежле, чем сотворить человека Божьи Личности совещались между Собою (Ефес. 1:3-5; Отк. 13:8).

О Духе Святом, Который принимал участие в преобразовании земли,  мы узнаём со второго стиха Библии: "Земля же была безвидна и пуста и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою" (Быт. 1:2). Божий Сын стал видимым в процессе воплощения (Мф. 1:18). Явившись человеку в человеческой природе, Он явил и Отца, компенсировав невидимость и неприступность Бога (Ин. 1:18; 14:9).

Наиболее ярко Бог открывается в истории спасения человека: Бог отдал Сына (Ин. 3:16), Сын отдал Себя (Фил. 2:8), а Дух Святой сделал возможным воплощение Бога Слово в человека (Мф. 1:20,21). История спасения раскрывает Бога, как сообщество трёх ипостасей, открытых навстречу радостям и горестям зтого мира. Божественное откровение убеждает нас в том, что Бог -- это всегда Отец, Сын и Святой Дух. Между этими личностями существуют уникальные и таинственные отношения, эти отношения и составляют саму сущность Божества.

Давайте посмотрим как духовные мыслители -- богословы представляют деятельность ипостасей Божества:  Бог -- даёт жизнь; Сын -- прощение и спасение; Дух Святой - понимание, знание истины о Боге. Благодаря Свяотму Духу, живущему в нас, мы преображаемся в новое творение, пригодное для вечной жизни с Богом.

Бог Отец -- источник жизни и всего сущего. Повелитель. Бог Сын -- источник любви и смысла жизни. Исполнитель Бог Святой Дух -- источник познания истины. Наставник и Утешитель.

Отец хочет и повелевает, Сын действует и исполняет, а Дух питает и взращивает, человек же постепенно преуспевает и восходит к совершенству.

Бог Отец -- дающий дыхание жизни, среду обитания и всё необходимое для жизни и радости -- обьект поклонения, благоговения, благодарения. Бог Сын -- наше спасение и усыновление -- обьект восхищения, любви, счастья, смысла жизни. Бог Святой Дух -- освящающий истиною, научающий, наставляющий, утешающий -- наш лучший, надёжный и любящий Друг. Он всегда в нас и ведёт нас Божьими путями к вечности.

Небесный Отец -- источник нашего существования, податель жизни, надёжное твёрдое основание и защита. От Него исходят тепло и забота: отцовская и нежная материнская (Ис. 49:5). Он обеспечивает все наши нужды, Он учит любить и даёт желание быть Его достойными детьми, живущими в послушании и страхе огорчить. Страхе -- не наказания, а нежелания случайно, неумышленно огорчить любимого Авва Отче.

 Господь Иисус -- наш искупитель и защитник: искупление наших грехов, примирение с Богом, защита от обвинений сатаны и его козней, ходатайство перед Богом  Отцом о прощении. Он -- Участник и Помощник в каждом миге нашей жизни: духовной и телесной, в радости и печали и во всех самых будничных делах. Всё, что важно для нас,  важно и для Него. Им заполнена вся жизнь, если мы этого желаем. "Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним и он со Мною" (Отк. 3:20). "Ибо без Меня не можете делать ничего" (Ин. 15:5).    

Святой Дух -- Друг -- Самый нужный, Самый незаменимый, Самый необходимый. Он преобразовывает, изменяет, наполняет разумом и мудростью, дарует общение с Небесным Отцом и Господом Иисусом. Он живёт в нас: "Разве не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живёт в вас?" (1Кор. 3:16). Он будет нашим Утешителем и другом вечно, навсегда: "И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек" (Ин. 14:16). 

"И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему" -- участвовала вся Троица! Как непостижимы Божье величие и любовь! И мы -- человеки, похоже, самые любимые частицы всего необозримого мироздания.

Вечная слава Небесному Отцу, Богу-- Творцу; Божьему Сыну -- Искупителю и Спасителю и Духу Святому -- обновляющему сердца и просвящающему разум.

 

В рассказе использованы выдержки из книг: 
1. Зайцев Е.В. Учение о святом Духе. -Заокский: "Источник жизни", 2013. -- 480 с.    
2. В начале было Слово: Пер. с англ. -- Заокский: "Источник жизни",2002. --496 с., ил.  

Вернуться к Рассказы о Боге